Первая помощь при переломе у собаки

Активные домашние животные регулярно попадают в опасные ситуации, которые иногда заканчиваются повреждением скелета. Специалисты ветеринарной клиники «Ветаклиник» часто принимают таких пациентов. Разберёмся, каковы признаки переломов костей у собак, как оказывать им первую помощь, и какие процедуры потребуются питомцу.

Какие бывают переломы у собак

Классифицировать нарушения целостности скелета можно по ряду признаков. Переломы бывают полными или неполными, если фиксируются только надломы или трещины. Исходя из сопутствующего травматизма кожи выделяют закрытые и открытые травмы костей. Во втором случае покровы повреждаются глубоко, можно увидеть кость.

В зависимости от расположения кости бывают переломы со смещением и без него. По числу одновременно полученных травм делятся на одиночные и множественные. Второй тип перелома намного опаснее, требует комплексного подхода при восстановлении.

Наконец, по направлению слома выделяют:

• поперечные;
  • косые;
  • вколоченные (продольные);
  • компрессионные (сдавленные);
  • оскольчатые (три или больше осколков).

Симптомы перелома костей у собаки

Первый признак нарушения целостности костной ткани ‒ заметное изменение длины и формы сустава или конечности. Обязательно присутствует сильный болевой синдром.

Другие признаки по месту получения травмы:

• Перелом у собаки симптомыЧелюсть. Нарушение двигательных функций, слюнотечение, отказ от еды.
  • Голень. Перелом лапы у собак встречается чаще других. Обычно страдают большая и малая берцовая кость. Питомец не может опереться на лапу, нередко присутствуют гематомы.
  • Тазобедренный сустав. Отмечается выраженная боль, связки и мышцы отекают сверху, пациент не может пользоваться задней лапой. Симптомы ярко проявляются при травмировании середины бедренной кости.
  • Локтевая или лучевая кость. Питомец не ступает на лапу, ткани отекают в нижней части. Обычно такую травму получают молодые особи с неокрепшим скелетом.
  • Позвоночник, крестец. Полная или частичная потеря двигательных функций, может сопровождаться недержанием.
  • Рёбра. Затрудненное дыхание. При открытом переломе воздух попадает в плевральную полость и диагностируется пневмоторакс ‒ опасное для жизни состояние.

Что делать владельцу

Если вы подозреваете у собаки перелом, следует оказать первую помощь и сразу обратиться к ветеринару. Боль купируют болеутоляющими. На повреждённые мягкие ткани при открытом переломе накладывают стерильную повязку.

Место повреждения нужно обездвижить следующим образом:

• Лапы – фиксируйте травмированную конечность специальной или самодельной шиной из куска ПЭТ-бутылки, пенопласта (пенополиуретана, пеноплекса и т.д.), доски или другого ровного и прочного материала. Конструкцию нужно надёжно прикрепить бинтом, исключая лишние движения.
  • Рёбра – накладывается тугая повязка в области груди.
  • Таз, крестец, позвоночник – разместить питомца горизонтально во избежание смещений.

Далее собаку следует максимально быстро и бережно доставить в ветклинику. Категорически не рекомендуем штудировать форумы и руководствоваться другими непроверенными источниками. Это чревато потерей времени и неправильными действиями, которые могут усугубить ситуацию. Только квалифицированные специалисты могут оказать полноценную помощь и поставить точный диагноз. К тому же всегда есть вероятность наличия скрытых повреждений, которые можно обнаружить только после рентгена, УЗИ, МРТ.

Как диагностируют и лечат

Диагностика переломов у собакПосле пальпации врач обычно проводит рентгеновское исследование. При травмах позвоночника выполняется магнитно-резонансная томография. Если есть риск повреждения внутренних органов, проводится ультразвуковое исследование брюшной полости. По результатам назначается лечение. Если схема включает оперативное вмешательство, назначаются исследования крови и ЭКГ.

Как закрытые, так и открытые переломы лечат исключительно в условиях ветеринарной клиники. Основная задача специалистов – оказать оперативную помощь, направленную на анатомически правильное сращивание костей, не допустив развития сопутствующих патологий.

При сложных переломах у небольших собак используют спицы, которые проходят сквозь кость и закрепляются снаружи. Для лечения подобных травм у крупных особей применяют аппарат Илизарова. Плечевые, бедренные, тазовые кости и челюсти сращивают с помощью реконструктивных пластин из металла на винтовой фиксации. После заживления они не удаляются.

После фиксации костей нужным образом питомец получает обезболивающие и седативные препараты. При рисках заражения крови назначается прием антибиотиков.

Особенности восстановления

Если речь не идёт о сложных травмах позвоночника, как правило, через 24 часа после оказания помощи в ветклинике питомец уже может передвигаться. Время восстановления зависит от индивидуальных особенностей: возраста, породы, типа травмы, сопутствующих патологий.

В среднем реабилитация составляет:

• лапы ― полтора месяца;
  • тазобедренный сустав ― три месяца;
  • позвоночник ― более полугода.

Многое зависит от правильной организации программы и соблюдения рекомендаций ветеринара.

После операции на позвоночнике собаке может потребоваться стационарное лечение в течение полутора-двух месяцев. Активные игры, длительные прогулки и тренировки на этот период противопоказаны. Параллельно следует перевести животное на менее калорийное питание. Первое время собака может чувствовать сильные боли ‒ их снимают медикаментами.

Раз в месяц могут быть назначены контрольные обследования, в том числе рентген. Следует обращать внимание на наличие гнойных выделений из точек, проколотых спицами, и в области швов. В этом случае нужно незамедлительно обращаться к хирургу.

Снижение двигательной активности может спровоцировать атрофию мышечной массы, поэтому во время реабилитации могут быть показаны курсы физиотерапии. Программы реабилитологов включают:

• массажные процедуры;
  • мануальную терапию;
  • ЛФК;
  • гидротерапию;
  • электростимуляцию.

Профилактика переломов

Профилактика переломов у собакЧтобы снизить риски переломов, нужно обеспечить собаке сбалансированный рацион. Неправильное питание приводит к снижению прочности костной ткани. Лучшей профилактической мерой считается активный образ жизни с регулярными умеренными нагрузками с правильным питанием. Плотный мышечный корсет поможет правильно выполнять трюки.

Временно сниженную активность нужно наращивать плавно. В городе настоятельно рекомендуется выгуливать собаку только на поводке, чтобы она не дралась с другими животными, не попадала под автомобиль и т.д.

Если питомец начал хромать, у него подавленное настроение, плохой аппетит и другие отклонения от нормального поведения, не ждите, что самочувствие наладится само. Как минимум вы всегда можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону.

Услуги «Ветаклиник» соответствуют высоким европейским стандартам. У нас есть собственная лаборатория, УЗИ, рентген, отделение хирургии, стационар. Наши ветеринары имеют большой опыт работы, владеют традиционными и современными методиками лечения животных и регулярно повышают квалификацию на профильных курсах. Они внимательно и профессионально подойдут к диагностике, лечению и восстановлению здоровья вашего питомца. Мы в ответе за тех, кого спасаем!

Чтобы записаться на приём, позвоните нам по телефону +7(383)217-77-77 или закажите звонок на сайте.